Сергей Есенин и русская революция.

Подписка на: , . Книги: , , , , , , , , . , цикл статей 5 марта этого года по центральному российскому государственному телеканалу РТР был показан документальный фильм Владислава Мирзояна «Кровь и слово». Фильм был снят в 2000 г., по-видимому, к 75-летию смерти Сергея Есенина. Однако показан он был как раз в тот день, когда почти полвека назад, в 1953 году, умер Сталин. Автор пытается дать ответ на вопрос о причине «загадочной смерти» Есенина 28 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице «Англетер». Однако при этом Кровь и слово воспроизводит некоторые совершенно ложные, не подтвержденные никакими историческими фактами выдумки. Речь идет прежде всего о том, что фактически вину за гибель поэта фильм возлагает на «еврейский заговор» во главе со Львом Троцким, который к тому времени, то есть к концу 1925 г., уже не только утратил свой пост Наркомвоенмора, но и находился под все растущим огнем кампании травли со стороны контролируемого Сталиным большинства ЦК и Политбюро. Автором фильма собрано множество материалов и показаний очевидцев событий тех дней, якобы свидетельствующих о том, что смерть Есенина не была самоубийством, а скорее походила на хорошо срежиссированное политическое убийство. Однако никаких принципиально новых фактов мы в фильме не находим. Все, что сообщает нам фильм В. Мирзояна, давно и хорошо известно и никак не может служить «доказательством» мнимой вины Л. Троцкого. Вместо аргументов и действительного анализа общественно-политических и литературных дискуссий того времени зрителю предлагается примитивная и абсолютно ложная схема: Есенин был якобы антисемитом , он ненавидел Троцкого; последний платил поэту тем же и в духе сталинских расправ 30-х гг. «ликвидировал» неугодного ему «русского» поэта. Нелепость всей конструкции очевидна. Однако это не может служить извинением ни автору, ни руководству телеканала, «приурочившего» - сознательно или нет, это дела не меняет - показ фильма к годовщине одиозной даты. На фоне националистической истерии последнего времени, которую старательно раздувают самые разные политические силы «новой России», а также далеко не изгладившегося в памяти наследия сталинизма, воспроизведение столь отравленных концепций способно только еще больше дезориентировать общественное мнение страны, и так уже страдающего от идиосинкразии постоянных «информационных войн» и «мочиловок». По этой причине необходимо более подробно остановиться на фильме В. Мирзояна. Сама художественная тональность фильма при помощи стихов, фотографий и задушевной музыки создает перед зрителем некий образ простого светловолосого русского гения, далекого от политики, но горячо любящего родину и воспевшего в своих стихах великую Россию, которая у него на глазах разрушается революцией. Как патриот, Есенин не может не возмущаться «засильем евреев» в Кремле . Именно в этом пункте судьба «русского гения» Сергея Есенина перекрещивается с судьбой «злого гения революции» Льва Троцкого. Дальше «логика» фильма разворачивается следующим образом. Троцкий, демон революции, мнящий себя мессией, готовый положить жизни десятков миллионов (прозвучала цифра в 50 миллионов) людей на алтарь своего честолюбия, увидел себя в персонаже поэмы Есенина Страна негодяев Лейбе Чекистове, и это вызвало в нем крайнее раздражение. Но Троцкий понимает, что к душе русского народа можно найти путь только через лиру Есенина, и когда тот возвращается в Россию (вынужденный, по мнению создателей «Крови и слова», покинуть Штаты из-за своих антисемитских высказываний), Троцкий вызывает Есенина в Кремль (где-то в конце лета 1923 г.) и шантажирует его близостью к придворным кругам во время Первой Мировой войны, эсеровским прошлым времен начала революции, антисемитскими высказываниями настоящего и вынуждает к сотрудничеству, к тому же обещая деньги на издание литературного журнала. Есенину ничего не остается, как согласиться. Уже одно это совершенно ложным образом рисует отношения не только между Троцким и Есениным, но и, вообще, между молодой Советской властью и деятелями культуры. Факты здесь заменяются произвольными измышлениями и при этом интерпретируются в духе позднейшей практики сталинского тоталитарного режима. (Что в действительности писал Троцкий о молодом поэте, будет показано ниже). Далее, по логике фильма, развертывается травля Есенина, естественно, за то, что он не признает режим, и за высказывания против лидеров большевиков-евреев. Его дискредитируют как пьяницу, забулдыгу и хулигана и вообще ненормального. В 1924 году проходит общественный суд по обвинению Есенина в антисемитизме, на котором обвинителем выступает Сосновский. Есенин оправдан. Затем в ноябре 1925 г., чтобы избежать преследований, Есенин ложится в психиатрическую лечебницу, из которой выходит в начале декабря. Перед рождеством он приезжает в Петроград и селится в чекистской ведомственной гостинице «Англетер», в пятом номере, в котором он несколько лет назад жил вместе с Айседорой Дункан. Последние дни он проводит в кругу поэтов-»троцкистов» (как утверждает автор фильма) Вольфа Эрлиха и Устинова, и его жены. Именно Эрлиху (как утверждал последний в своих воспоминаниях) Есенин пишет кровью прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья». Он просит Эрлиха жить с ним в одном номере, опасаясь оставаться в одиночестве. Тот соглашается. Дальнейший вывод фильма «Кровь и слово»: смерть Есенина - не самоубийство. Аргументы: подозрительное поведение коменданта гостиницы Назарова, утверждения санитара Дубровского, выносившего тело поэта, что в номере все было разбросано, как будто была борьба, и на теле мертвого были следы насилия, детали обстановки и положения тела. Эрлих в эту ночь собирался ночевать не в гостинице, а дома, но якобы достоверно установлено, что дома он не ночевал. При этом упоминается А. Воронский, который якобы в качестве номенклатурного работника (а не как довольно близкий знакомый - об этом тоже ниже) написал некролог на смерть Есенина, заканчивающийся словами из Нового Завета, сказанными по поводу убиения Иродом невинных младенцев. Это трактуется В. Мирзояном как намек на признание факта убийства поэта. Среди возможных мотивов убийства описывается, например, следующая цепочка фактов. Перед отъездом из Москвы Есенин встречался с литератором, бывшим чекистом, который позднее описал эту встречу в воспоминаниях. В них утверждается, что Есенин говорил, что любит Троцкого, но не любит Каменева и не считает его революционером. Есенин якобы утверждал, что у него есть телеграмма Каменева, в которой тот униженно благодарил Михаила за отречение от престола в марте 1917 г. В декабре 1925 года проходил 14-й съезд ВКП (б), на котором Каменев и Зиновьев выступили против Сталина (а вскоре присоединились к Левой оппозиции во главе с Троцким). Таким образом, Мирзоян намекает, что Каменев также был заинтересован в смерти Есенина. Одновременно с этим возникает фигура Сталина, который подается в совершенно апологетическом стиле как человек, который постиг душу русского народа. (Вообще, насколько в фильме Кровь и слово уничижается фигура Троцкого, настолько возвеличивается Сталин. Мирзоян буквально взахлеб и с восторгом описывает злой гений последнего). Вместо христианских мощей Сталин дал русскому народу мощи Ленина, чтобы приучить поклоняться сначала им, а потом себе, «императору Иосифу первому и последнему». Он также использовал Есенина для дискредитации евреев-лидеров партии, прежде чем устами Бухарина в 1927 г. поставить на поэте жирный крест. Короче говоря, за всем, что происходило с Есениным в последние годы его жизни, по мнению Мирзояна, стояла чья-то «тень». Вольно ли невольно, но факты, приведенные в фильме, говорят о близости Есенина к троцкистским кругам. Эта близость носила больше личный, нежели политический характер . Стихи Есенина регулярно публиковались, по меньшей мере, в Красной нови, во главе которой стоял близкий к Троцкому Александр Воронский (он не только был единомышленником Троцкого в вопросах культуры и искусства, но и являлся непосредственным участником Левой оппозиции). Таким образом, нельзя обвинить создателей Крови и слова в полной фальсификации. Они, скорее, следуют методом создания амальгамы, где некоторые правдивые факты вырываются из контекста, дополняются измышлениями и вставляются в обрамление искусственной, но выгодной авторам схемы. Если посмотреть на общий историко-политический фон фильма, то становится понятно, зачем Мирзояну понадобилось сочинять и гальванизировать старые нелепые выдумки о Есенине и «евреях-большевиках». Цель фильма Кровь и слово заключается в том, чтобы представить революцию как дело негодяев, испачкать грязью всех большевиков и дискредитировать дело социализма. Там, где шла драматическая борьба сил международной революции с силами национальной реакции, в которую оказался вовлечен и Есенин, Мирзоян видит травлю гениального русского поэта чуждыми русскому духу инородцами, и, прежде всего, евреями. Чтобы замаскировать неопровержимые факты, в частности, близость Есенина к таким ведущим фигурам троцкистской оппозиции, как А. Воронский, автору фильма приходится идти на разные ухищрения и подтасовки, начиная с утверждения, будто поэт действовал в последние годы своей жизни под давлением шантажа Троцкого, и заканчивая намеками на возможную причастность поэта-»троцкиста» Эрлиха к смерти Есенина. В конечном счете главная фальсификация фильма Кровь и слово состоит в полном искажении того, что представляли собой реальные отношения Сергея Есенина к русской революции. Для прояснения этого вопроса необходимо прежде всего рассмотреть, что писали о поэте наиболее авторитетные в области культуры и искусства лидеры Октябрьской революции. Как известно, Троцкий посвятил специальную книгу под названием Литература и революция оценке того, что представляют собой литературные течения в Советской России начала 20-х гг., как они видят революцию и каково отношение правящей партии большевиков в проблемам художественного творчества. Вышедшая в 1923 году, эта книга Троцкого была частью усилий по преодолению тех отсталых социальных и культурных условий, влияние которых в период временного отката мировой революции приводило внутри России к возрождению «старых мерзостей» (по известному выражению Маркса). Относя Есенина к разряду «литературных попутчиков революции» и открыто критикуя некоторые особенности его художественного стиля и мировоззрения, Троцкий тем не менее говорил о нем с большой симпатией и одобрением. «Между буржуазным искусством… и новым искусством, которого еще нет, - писал Троцкий, - создается переходное искусство, более или менее органически связанное с революцией, но не являющееся в то же время искусством революции. Есенин с группой имажинистов… были бы… невозможны без революции. Они не охватывают революции в целом, и им чужда ее коммунистическая цель. Они все более или менее склонны через голову рабочего глядеть с надеждой на мужика. Они не художники пролетарской революции, а ее художественные попутчики, в том смысле, в каком это слово употреблялось старой социал-демократией… Литературное творчество «попутчиков» есть своего рода новое советское народничество, без традиций старого народничества и - пока - без политических перспектив» . «Есенин отразил на себе, - продолжал он, - предреволюционный и революционный дух крестьянской молодежи, которую расшатка деревенского уклада толкала к озорству и бесшабашности» . Анализируя особенности поэтической манеры Есенина, Троцкий, в частности, подчеркивал, что «… его стих отягощен образностью… замкнутой и неподвижной. В основе своей это не индивидуальная, а крестьянская эс

Похожие статьи:

Новое на сайте

  1. Неофициальная поэзия. Антология. Диссиденты. АЛЕКСАНДР ВОЛЬПИН
  2. Есенин Сергей Александрович на портале Культура России
  3. ЕСЕНИН Сергей Александрович
  4. Есенин - информация о фильме - российские сериалы - Кино-Театр
  5. ЕСЕНИН Сергей Александрович

Популярные записи

  1. Неофициальная поэзия. Антология. Диссиденты. АЛЕКСАНДР ВОЛЬПИН
  2. Есенин Сергей Александрович на портале Культура России
  3. ЕСЕНИН Сергей Александрович
  4. Есенин - информация о фильме - российские сериалы - Кино-Театр
  5. ЕСЕНИН Сергей Александрович

Похожие записи

Hosted by uCoz